Статьи о Системе Валерии Мещеряковой

Погружение в языковую среду

В методике I LOVE ENGLISH погружение детей в языковую среду является одним из важнейших принципов для естественного освоения английского языка.

Иногда можно встретить убеждение, что достаточно с самого начала вести занятия полностью на английском языке, чтобы обеспечить погружение. Будет ли такой подход эффективным для освоения языка? – Только в том случае, если учителю (в силу своего профессионализма и артистизма) удается удерживать внимание учеников на процессе, обеспечивать понимание происходящего, не прибегая к родному языку, поддерживать интерес и взаимодействие.

Однако, если при этом дети не понимают, что происходит на уроке, неохотно участвуют в играх или вообще не участвуют, потому что не понимают их правил, испытывают напряжение и страх – такое погружение нельзя назвать эффективным.

Задача Системы Валерии Мещеряковой - построить погружение в языковую среду так, чтобы детям было комфортно войти и взаимодействовать в неизвестной области. Будет погружение при этом резким или плавным, учитель может выбрать сам, в зависимости от своего опыта.

Созданию на уроке взаимопонимания способствует беспереводная семантизация.

В методике I LOVE ENGLISH используются такие способы:

  • Описание ситуации на родном языке (для плавного погружения).
Такой прием используется, как правило, в первые три учебные недели, когда учителю необходимо вывести детей на речевую активность, а средств английского языка еще явно не хватает для понимания происходящего.
Здесь важно обратить внимание, что описание ситуации – это не прямой перевод, а способ подвести к тому, что дальше будет происходить на английском языке.
  • Наглядные пособия и игрушки.
Чем понятней и восприимчивей для детей будут картинки, тем лучше. Картинками можно семантизировать не только предметы и цвета, но и прилагательные, глаголы, предлоги и даже целые фразы.
В программе I LOVE ENGLISH для работы учителей есть специальные комплекты наглядных пособий к каждому уроку, связанные с конкретными пунктами урока.
Если у учителя есть возможность использовать игрушки вместо картинок, это можно только приветствовать.
  • Движения и жесты.
Один из самых простых и надежных способов семантизации.
Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. Мы широко используем эту возрастную особенность. Практически каждая фраза вводится в сопровождении того или иного жеста и сопровождается им вплоть до полного ее усвоения.
  • Разъяснение на иностранном языке.
Когда словарный запас детей становится достаточно богатым, разъяснение средствами изучаемого языка перестает быть проблемой, но мастерство учителя заключается в умении объясниться простейшими словами и фразами и вселить в детей уверенность в том, что это доступно и им.

Когда и сколько по времени длится период плавного погружения в Системе Валерии Мещеряковой:

На ступени I Can Sing (дети 3-5 лет) - с начала каждой части и в случае введения новой игровой ситуации на уроке. Одна часть дается за 2,5-3 месяца. При этом, несколько уроков к концу каждой части должны пройти в полном погружении в языковую среду, и здесь также важно оценить заинтересованность и активность детей, и соответствие уровня владения языком (пассивный и активный запас).

На ступени I Can Speak (после I Can Sing, либо с 6 лет) – в первые 2 месяца обучения, они же первые 16 занятий. Впоследствии вводится и обязательно отслеживается соблюдение правила запрета на русский язык.

К последующим ступеням дети владеют уже достаточным объемом языкового материала, учитель может решить даже дисциплинарные вопросы, не переходя на родной язык.

Есть ли минусы у плавного погружения? Наверно да. Из явного – пока учитель сам использует русский на уроках, дети тоже будут его активно использовать. Но плюсы, на наш взгляд, перевешивают :)